Размер A
A Закрыть

Имеет ли право на установление ежемесячной выплаты, предусмотренной Указом № 175, в размере 10 000 рублей неработающая трудоспособная гражданка, осуществляющая на основании постановления органа опеки и попечительства патронаж над совершеннолетним нетрудос

Вопросы установления и осуществления ежемесячных выплат урегулированы Указом № 175, а также принятым в целях его реализации постановлением Правительства Российской Федерации 2 мая 2013 г. № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы».

Ежемесячные выплаты осуществляются в связи с уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы. Размер ежемесячной выплаты, установленной родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), составляет 10 000 рублей, другим лицам – 1 200 рублей.

Правилами осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденными Постановлением № 397, определен перечень документов, необходимых для установления ежемесячной выплаты, к которым относятся, в том числе, документы, подтверждающие, что лицо, осуществляющее уход, является родителем (усыновителем) или опекуном (попечителем) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы.

При этом в качестве документов, подтверждающих установление опеки (попечительства), принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве.

Правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Гражданским кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, опека устанавливается над малолетними лицами, т.е. лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, оставшимися без родительского попечения, и над гражданами, признанными судом недееспособными. Органы опеки и попечительства назначают опекунов, которые являются их законными представителями и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, оставшимися без попечения родителей, и над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. Органы опеки и попечительства назначают таким лицам попечителей, которые обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение сделок, которые они не могут совершать самостоятельно.

Кроме опеки и попечительства, статьей 41 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2008 г.
№ 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве») с 01.09.2008 в самостоятельную форму защиты граждан выделен патронаж, который устанавливается над совершеннолетним дееспособным гражданином, если он по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

В этом случае совершеннолетнему дееспособному гражданину с его согласия органом опеки и попечительства назначается помощник (патрон), который выступает в качестве его помощника, советчика, человека, оказывающего практическую помощь в быту. Подопечный, являясь полностью дееспособным, имеет право сам совершать любые сделки и иные юридически значимые действия. При этом он в согласии или разрешении патрона не нуждается. Помощь в управлении имуществом, представлении интересов подопечного в государственных органах власти и управления, судебных органах патрон может осуществлять не в силу решения органа опеки и попечительства, а на основании оформленной в установленном порядке доверенности, договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается с самим подопечным.

Таким образом, патронаж представляет собой самостоятельную форму оказания помощи нуждающимся в ней гражданам и по своей правовой природе не относится ни к опеке, ни к попечительству, поскольку патронируемое лицо полностью дееспособно, а назначенный ему помощник не дополняет и не восполняет его волю.

Принимая во внимание, что Указом № 175 предусмотрено установление ежемесячной выплаты в размере 10 000 рублей родителям (усыновителям) и опекунам (попечителям), оснований для установления ежемесячной выплаты в указанном размере гражданке, осуществляющей патронаж над совершеннолетним дееспособным мужем – инвалидом с детства I группы, не имеется.

В этой связи в рассматриваемой ситуации неработающей трудоспособной гражданке может быть установлена ежемесячная денежная выплата в размере 1 200 рублей.

Дополнительно следует отметить, что в рассматриваемом случае статус «попечителя (помощника)», установленный в августе 2019 г. органом опеки и попечительства жене дееспособного инвалида с детства I группы, не соответствует действующей редакции статьи 41 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Мой Выбор. Мое будущее

 EC2C6AF7 D0E2 4675 9  duma  1 banner 3

 

ком Odnoklassniki Color 1536x869